Алексей Скульский «Коммунистическая, 13. Сценарий фильма»

Коммунистическая, 13. Сценарий фильма

 

Сериал «Коммунистическая, 13»

(синопсис)

Действие происходит в Н.Новгороде в начале 90-х. В старом купеческом доме, где проживает несколько семей, по ул. Коммунистической, 13, умирает старуха, Елизавета Андреевна. Она жила в этом доме всю жизнь. Дом когда-то весь принадлежал ее отцу. (По слухам, отец был главным бухгалтером у купца Багрова. Однажды обнаружилась очень крупная недостача. Отца судили, сослали на каторгу, но денег так и не нашли. С каторги он не вернулся.) Последние лет семьдесят она занимает одну маленькую квартиру в этом доме. Соседи ее не любили, но побаивались. Она была неотъемлемой частью дома
В последнее время она сильно болела, и поскольку была одинокой, то договорилась с медсестрой из соседней поликлиники об уходе за прописку. Медсестра Лариса, молодая девушка откуда-то из области, охотно согласилась. Она привязалась к старухе, отношения у них были самые добрые.
По вечерам Лариса поет в ресторане. Хорошие вокальные данные, мечта о славе, признании, успехе. Очень скромный быт и даже бедность. Вялый роман с Владимиром, музыкантом из группы (Вава). Соседи по дому относились к Ларисе хорошо.
Итак, старуха умирает. Похороны 31 декабря. Известно, что у нее в Ростове была сестра, которая умерла несколько лет назад. О родственниках сестры ничего не известно. Лариса посылает телеграмму о смерти старухи в Ростов, по старому адресу, списанному с одного из писем. Просто так, на удачу.
Не поспев на похороны, однако, угодив прямо к поминальному столу, является Артем, внучатый племянник Лизаветы, о котором ничего не было известно до этого. Молодой, красивый, умный (аспирант). Между Ларисой и Артемом быстро возникает любовь.
Лариса отдает Артему оставшиеся от старухи письма. Наблюдательный Артем разгадывает тайну одного из писем: в доме спрятан клад (не те ли, так и не найденные деньги?). Артем делится своим открытием с Ларисой.
Они начинают искать клад. Для этого приходится под разными предлогами попадать в квартиры соседей, а также обследовать чердак и подвал. Поиск, с разными приключениями, яркие типажи-соседи: 1) еврейская семья Брок; он — остставной офицер, затем учитель школы, сейчас на пенсии; она — преподаватель музыки; 2) Дарья Дмитриевна — бывший учитель литературы, торгует водкой (свой магазинчик) и ее сын Митя- балбес; 3) спившийся инженер, непризнанный гений Валентин Семин; изобрел машинку, вроде УЗИ, для поиска кладов
Параллельно развиваются другие события. На ТВ объявлен конкурс на лучшую песню среди местных музыкальных групп (проводится на Рождество). Лариса и ее группа принимают участие. Победители получат возможность записать настоящий дорогой видеоклип. Идут напряженные репетиции, запись фонограммы.
Один из музыкантов группы, Вава — поклонник Ларисы. Ревнует к Артему. Имел виды на нее, собирался жениться. Должен был помочь выиграть конкурс, но пытается через знакомых на ТВ организовать ее провал, Это отчасти месть, отчасти он надеется, что Артем потеряет к ней интерес. Интрига удается. Побеждает кто-то другой. Обидно, больно, горько. Но это ничего не меняет. Они по-прежнему любят друг друга.
Поиск клада также завершается неожиданно. Найден тайник. Но в нем не деньги, а расписка Якова Свердлова от имени РСДРП, что деньги пошли на революционную борьбу, и партия этого никогда не забудет.
Наступил старый Новый год, 13 января. Те же люди, что были на поминках — соседи и музыканты (кроме Вавы), поздравляют Артема и Ларису. Она не победила в конкурсе, они не нашли клад с деньгами, но они нашли друг друга. А петь она будет. И когда-нибудь будут и слава, и клипы.

В фильме должно быть много музыки и песен (в том числе — главная, лирическая, о любви). Количество серий - 5-6 по 42 мин. каждая.
История вполне Новогодняя. В диалогах — ирония и много шуток с местным Нижегородским колоритом («говорящие» и известные фамилии, узнаваемые музыканты и т. п.)

Характеристика основных персонажей.



Лариса - 22 года. Девушка красивая, немного нервозная. Из дальнего районного центра. Достатка в семье не было. Окончила медучилище. Училась в музыкальной школе, пела в школьном ансамбле, потом в училище. Мечтает о настоящей большой любви и о карьере эстрадной певицы. Работает в поликлинике. Жила в общежитии до того, как Елизавета Андреевна Евстафьева пригласила ухаживать за ней и за это прописала в своей квартире. 

Артем - 25 лет. Живет в Ростове-на-Дону, холост. Аспирант. Остроумный, любознательный, общительный. Порядочный. Начитанный. Склонен к авантюрам. В момент действия фильма у него каникулы (отпуск).

Вава - 24 года. Вава — это кличка, зовут Владимиром. Работает на телевидении помощником режиссера. Лариса ему нравится, особенно если у нее будет квартира. Ему и другие девушки нравятся. Любит только себя. Завистлив. Жаден. Интриган.

Соседи по дому:

Борис Самуилович Брок — 65 лет, канавинский еврей. Служил в армии офицером, уволен в запас при Брежневе, заочно выучился на учителя по военной подготовке. Очень любил к месту и не к месту цитировать разных великих людей, за это ученики прозвали его «Брокгауз». Сейчас на пенсии. Приторговывает на рынке, чтобы помогать отдельно живущему сыну. Внутри него продолжается вечная борьба между евреем и коммунистом. Иногда побеждает первый, иногда — второй.

Берта Соломоновна Брок — 60 лет, жена Брокгауза, бывший преподаватель музыки по классу фортепьяно. Эстраду ненавидит. Сноху свою (жену сына) ненавидит. Пьяниц ненавидит. Любит поговорить обо всем. Дома пианино. Изредка играет, всегда одно и тоже — «Революционный этюд» Шопена, и всегда до одного места, где спотыкается и останавливается окончательно.

Дарья Дмитриевна — 45 лет, хорошо «сохранилась», бывшая учительница литературы, бросила школу и начала торговать водкой. Сначала было трудно, но постепенно научилась всему: ругаться матом с грузчиками, покупать и продавать «паленую» водку, давать взятки милиционерам, пожарным и работникам СЭС. Живет с сыном, мечтает дать ему образование и женить хоть на ком-нибудь. Прозвище — «Д. Д."

Митя — 19 лет, сын Д. Д. Обалдуй, лентяй и бездельник, но не без чувства юмора. Говорит на сленге (стебается). Одет как неформал. Все время врет матери. А может, начинающий патриот? Надо подумать!

Валентин Семин — около 40 лет; был ученым, подавал большие надежды, работал в академическом институте, инженер. Но начал выпивать, пристрастился (тяжелая наследственность) и все потерял — и семью, и работу. Изобрел прибор, вроде УЗИ, для поиска полостей в стенах. Мечтает найти при его помощи клад. Признания не получил. Во время действия фильма нигде не работает. Непризнанный гений.

Эпизодические персонажи: музыканты, посетители ресторана во время празднования Нового года, попутчик в поезде, коллеги в поликлинике, подруга из модельного агентства и т. п. (тексты могут прописываться в зависимости от возможностей и характеров исполнителей).





ПЕРВАЯ СЕРИЯ.

 

Эпизод 1

После названия звучит песня (содержание примерно такое: все мы в жизни играем разные роли; иногда удаются одни, иногда другие; но так уж устроен человек, что ему хочется многого — и любви, и счастья, и успеха; и человек пробует новые и новые роли, а вот сумеет ли он добиться всего этого — как знать!). Под ее звучание (с интершумами) Лариса заканчивает рабочий день в поликлинике, меняет медицинский халат на джинсы и свитер, выходит из здания больницы вместе с другими сотрудниками, прощается с кем-то из девушек, едет в трамвае, входит в здание ресторана, оказывается в служебном помещении, в гримерной, переодевается в блестящее концертное платье и заканчивает песню на небольшой сцене в зале ресторана, под аплодисменты публики. По убранству сцены видно, что скоро Новый год.

Эпизод 2


Гримерная. Несколько музыкантов и Лариса.
Лариса. Вот эту песню и надо исполнять на конкурсе. Вроде бы все в ней сделано. Даже самой нравится. Можно записывать фонограмму.
Музыканты что-то заинтересованно обсуждают на своем «музыкальном» языке.


Вава. Да, Ларочка, ты - молодец! Считай, что мы победили, и наш клип будут крутить на всю страну. Это классно.
Лариса. Ну, до клипа еще далеко. (Собирает какие-то вещи, кладет их в сумку). Завтра репетиция как обычно?
Вава. Да. Я, может быть, немного опоздаю: у нас там, на телевидении, всякая предновогодняя суета… и еще надо с кое-кем поговорить насчет конкурса… (как бы намекает на что-то).
Кто-то говорит Ларисе, что ей звонят по телефону. Она берет трубку.
Лариса. Да, сейчас приеду. (Очень взволнована) И, обращаясь к музыкантам. — Бабушка Лиза умерла.
(На глазах слезы).
Вава. Наконец-то. Да ладно переживать. Пожила старушка, слава богу, не мало. Да и квартирный вопрос у тебя теперь решен.
Лариса. Не смей так говорить! Неужели ты думаешь, что я из-за квартиры за ней ухаживаю!
Вава. Ну, и из-за квартиры тоже…
Лариса. Думай как хочешь, мне наплевать. Слышишь? Мне наплевать, кто и что про меня думает! (слезы)
Кто-то успокаивает и уводит Ларису из гримерной. Остается Вава.   
Вава. А что, квартира, даже в таком старом доме, совсем не повредит. Очень даже кстати, как говорят наши коллеги на канале «Сети-НН".

Эпизод 3


Поезд дальнего следования, купе. Молодой мужчина (Артем) и сосед по купе, седой, пожилой. Пьют чай и разговаривают.
Артем. … и вот получается, что 31 декабря я проведу на похоронах двоюродной бабушки, которую, вдобавок, никогда не видел. Забавно.
Пассажир. Поступок, конечно, сумасбродный, молодой человек. Но в нем угадывается Ваша авантюристическая наклонность, которая, увы, с годами у всех нас куда-то исчезает. Небось настроили себе планов… Денег, наверное, получите за квартиру немало.
Артем. Даже не знаю. Вряд ли. Хотя и это возможно.
Пассажир. Но что-то же Вас подтолкнуло сорваться с места?
Артем. По правде сказать, одна история меня занимает. Еще в детстве я слышал от бабушки, что ее отец, то есть мой прадед, был сослан на каторгу за растрату огромной суммы денег. Он ведь был бухгалтером у купца Багрова. Слышали про такого?
Пассажир. Конечно. Один из самых богатых людей Нижнего.
Артем. Да. Вот я и подумал. У моей родной бабушки ничего от отца не осталось, так, может, у двоюродной что-нибудь сохранилось. Письма или документы старые. Я понять хочу, он действительно был вором или нет? Мне это важно. А еще, может, найдется на память безделушка или другое что-нибудь. И то стыдно сказать, даже фамилии его толком не знаю: то ли Есафьев, то ли Евстафьев. Кстати, похищенных денег, по слухам, так и не нашли.
Пассажир. М-да…(задумчиво) Может это даже очень неплохо, что вы, молодые, начали интересоваться своими корнями. Может, возродится Россия матушка! (с нарастающим пафосом)
Артем. Ага,- (иронично), — я тоже думаю: пора поднимать Россию с локтей и колен!


Эпизод 4


Поминки в квартире Елизаветы Андреевны. Все в квартире очень скромно, даже бедно. Старая мебель, обшарпанные стены. Суета с приготовлением стола. Женщины что-то нарезают на кухне. Мужики курят. Горя не чувствуется. Затем все усаживаются, успокаиваются. Встает Борис Самуилович и начинает речь, в течение которой он постоянно оглядывается на свою жену, а та, почти после каждого его слова, говорит протяжное «да-а-а».

Брок.
Ушла из жизни Елизавета Андреевна. Таки ушла. Несмотря на свои девяносто два года. Несмотря на одиночество и болезни. Несмотря на длинную и безрадостную жизнь. (Да-а-а). Несмотря на НЭП, социализм с человеческим лицом, перестройку и снова капитализм.(Да-а-а). И ей уже не придется думать, как прожить на эту пенсию, как свести концы с концами, и в этом смысле всем нам есть чему позавидовать. (Да-а-а). Возможно, Елизавета Андреевна была старейшей жительницей Канавино. Пусть канавинская земля ей будет пухом. А нам, как говаривали древние — momento more, то есть помнить о смерти!
Все встают, выпивают не чокаясь. Крупно: стакан с куском хлеба сверху.




Эпизод 5

Поезд прибыл. Артем вышел из вагона. Спрашивает прохожих, как пройти на Коммунистическую. Идет пешком по Канавину. Находит дом своих предков. Оглядывает его. Затем заходит в подъезд.(Все это под музыку-"его тема», а лучше — песня).

Эпизод 6


Слышно: звонок в дверь; открывает кто-то из соседей, кажется, Митя. В это время говорит тост, встав со своего места, Валентин Семин.
Вал. Я буду краток. Покойная не любила длинных речей. И покойную мало кто из нас любил. Но так умереть, чтобы поминки были под Новый год — это даже для нас, ученых, факт удивительный. Это надо суметь. И она, баба Лиза, сумела. Так вот. Ничего от нее хорошего мы не видели, но один поступок в своей длиннющей жизни она всё же совершила. Я имею в виду — квартиру для Лариски. Так что, спи спокойно, Елизавета Андреевна! Лариска тебя не забудет. И чтобы два раза не вставать — с наступающим!
Ропот, возмущение, улыбки. Выпивают. Начинаются разговоры о своем.(Реплики продумать!)
Дима приводит в комнату Артема.
Дима. Чума какая-то! Это прибыл бабы Лизин родственник у Лариски квартиру отжимать. Трындец короткому счастью.
Артем. Я просто на похороны опоздал. Вот телеграмма… Смотрит, кому бы показать телеграмму, но не может определить. Лариса поднимается из-за стола.
Лариса. Так Вы по телеграмме… Очень приятно (смущается), я хотела сказать… хорошо, что Вы приехали. Проходите, пожалуйста. (Объясняет всем) Это я послала телеграмму. Просто так, на удачу. Вдруг кто-нибудь из родственников живет по старому адресу…
Берта. Надо все же документы спросить. Предъявите ваши документы!
Лариса. Да перестаньте Вы, Берта Соломоновна, у него же моя телеграмма.
Берта. Пока Вы ищете Ваш паспорт (а Вы ищите, ищите), я Вам скажу, молодой человек, что это несправедливо
лишать Ларису квартиры — все, что могла, она для бабы Лизы делала. И мы — общественность дома, её в обиду не дадим (оглядывает всех в ожидании поддержки).
Артем. Да не собираюсь я ничего ни у кого отбирать. Вот мой паспорт, кстати. (протягивает Берте)
Берта. (читает)Артем Николаевич Бруевич. Вы не аид?
Артем. Не понял…
Берта. Значит не аид. Странно.(бормочет) Я знала одного Бруевича…Или нет, тот был, кажется, Груевич…
Дарья. Так кем, Вы, Артем, приходитесь бабе Лизе?
Артем. Я ее внучатый племянник, то есть она — моя двоюродная бабушка.
Дарья. Очень интересно. И что же с квартирой теперь будет?
Все. (шумно обсуждают) Действительно, что?
Лариса. Нам с Вами, Артем, нужно поговорить. Пойдемте в эту комнату.
Выходят из-за стола и оказываются в другой комнате.

Эпизод 7


Лариса. Я должна Вам всё объяснить. Последние полтора года я живу… жила в этой квартире с вашей бабушкой. Она
много болела, не могла выходить из дома. А я медсестрой работаю, здесь, в поликлинике. Делала ей уколы, давление
измеряла, продукты покупала, готовила. Она меня прописала. Но я на квартиру не претендую. Готова немедленно выписаться.
Артем. Да погодите Вы. Во-первых, большое Вам спасибо за все, что Вы сделали для моей родственницы. И, во-вторых, меня совершенно не интересует квартира в вашем городе. Живите спокойно, и не думайте ни о чем.
Лариса. В самом деле?
Артем. Да. Но у меня к Вам вопрос. Не осталось ли после Елизаветы Андреевны каких-нибудь старых документов, писем, фотографий, чего-нибудь на память?
Лариса. Да, осталось несколько писем и шкатулка, в которой баба Лиза их хранила. Вот, пожалуйста. (Берет со стола и протягивает Артему старую шкатулку)
Артем. (задумчиво) Да, вот, в сущности, и все, что остается от человека даже после такой длинной жизни.
Лариса. Я про письма Вам должна рассказать. Там есть одно — его почему-то баба Лиза все время просила перечитывать. Говорила, что это единственное письмо ее отца с каторги. Ничего особенного в нем нет, но она им очень дорожила. Артем. Хорошо. Я прочитаю. Спасибо Вам большое еще раз. Я, пожалуй, пойду. Неловко как-то, никого не знаю…
Лариса. Куда же Вы пойдете? В чужом городе, да еще 31 декабря? Оставайтесь здесь. Я сегодня ночью работаю, а потом у подруги поживу…
Артем. Нет, нет. Я пойду в гостиницу, а завтра, вероятно уеду домой, в Ростов. До свиданья. (уходит)
Лариса. Я все же Вам дам свой телефон, мало ли что…
Пишет на бумажке телефон, отдает Артему, тот уходит.Постепенно соседи и музыканты расходятся. Впереди Новый год.
Остаются Валентин (сильно хмельной), Вава и Лариса.

Эпизод 8


Вал. Лариска! Наблюдательность и склонность к размышлениям подталкивают меня к выводу, что этот молодой человек тебе понравился.
Лариса. Да ну тебя, Валя, чего болтаешь! (смущается)
Вал. И он на тебя глаз положил, это точно. Просто-таки пожирал тебя глазами.
Лариса. Хватит болтать (сердится). Шёл бы своей наукой, что ли, заниматься! Иди, иди. Проспись, совсем набрался. (Выпроваживает Валентина под его возглас: «Служенье муз не терпит суеты», несмотря на лёгкое сопротивление;) Ну, кажется, все.
Остаются Вава и Лариса. Он пытается ее обнять, она отстраняется. Он настойчив. Ей это не нравится.
Лариса. Давай лучше о деле поговорим. Тебе с «главным» удалось переговорить? Ведь до конкурса всего неделя осталась. Я уже переживаю. А еще похороны, родственник…Всё сразу.
Вава. Ну, всё неплохо складывается. Конкурс мы выиграем, я уверен. Делаю всё возможное. Родственник уедет. Квартира его, как я понял, не интересует. (опять пытается обнять и поцеловать Ларису, она
подталкивает его к двери).
Кстати, чего он приперся-то тогда? Двоюродную бабушку хоронить?
Лариса. Письмами и документами интересовался. Ну, естественно хочет человек знать про своих предков. (Выпроваживает из квартиры Ваву, и уже одна говорит) А может просто — нормальный человек…

Эпизод 9

Гостиничный номер. Прекрасный вид из окна на залитую огнями Ярмарку и красиво подсвеченный собор на Стрелке. Артем отходит от окна, разглядывает фотографии., читает письмо. Вертит его в руках, затем откладывает. Взгляд его случайно падает на зеркало, стоящее на столе, в котором отражается письмо. Внезапная догадка о том, что письмо зашифровано. Внимательно изучает письмо, поднося к нему зеркало. Затем ищет бумажку, снимает телефонную трубку и набирает Ларисин номер. (Возможно, размышления голосом Артема за кадром). Звонит Ларисе не столько для того, чтобы немедленно искать клад, а потому, что возник повод позвонить. Гудки в трубке, дома никого нет. Смотрит на настенные часы — время около одиннадцати. Скоро Новый год. Собирается и выходит из номера. Входит в ресторан. Сажают за столик с какими-то людьми. Разговор ни о чем. Поздравления. Смех. Звучит «живая» музыка. Артем видит и слышит, что поет Лариса. Пытается обратить на себя внимание. Она его замечает, улыбается.

Эпизод 10

Новый год. Куранты. Поздравления и выпивание. Лариса ищет глазами в зале Артема. Он ищет глазами ее. Взгляды встретились. Обмен улыбками. Потом он приглашает ее на танец.

Артем. А я так понял, что Вы медсестрой работаете.
Лариса. Правильно поняли. Днем — медсестрой, а вечером пою в ресторане, в клубах, везде, куда приглашают.
Артем. Это от нужды, для заработка или по призванию?
Лариса. Я очень петь люблю, пою всю свою жизнь, начиная с детского сада. Но и заработок тоже нужен. На зарплату медсестры одна не проживешь.
Артем. А мне показалось, что Вы не совсем одна (кивком головы показывает на Ваву)
Лариса. Иногда и мне так кажется, но, в общем, я давно уже сама отвечаю за себя и за все, что я делаю.
Артем. Это похвально. Лариса, не примите меня за сумасшедшего, но я хочу сделать Вам предложение.
Лариса. По-вашему выходит, только сумасшедший может сделать мне предложение? И почему с такой стремительностью?
Артем. Нет, Вы не так меня поняли. Я хочу открыть Вам тайну и пригласить Вас в долю.
Лариса. Не понимаю, о чем Вы…
Артем. Вы еще долго будете работать?
Лариса. Нет, еще одна песня и все, я свободна.
Артем. Если не возражаете, я мог бы Вас проводить до дома.
Лариса. (сомневается) Хорошо. Ждите меня у центрального входа.

Эпизод 11


Гулянье продолжается, люди шумят, танцуют. Затем на сцене появляется Лариса. Она поет песню. Он слушает, ему все больше и больше нравится Лариса. Вава нервничает. После песни Вава и Лариса о чем-то жестко и эмоционально говорят, после чего Лариса уходит без Вавы. Все это мы только видим, а слышим музыку.

Эпизод 12



Ночь, довольно холодно. Лариса и Артем медленно идут по городу. Разговаривают о чем-то. Звучит музыка (песня?). Подходят к дому на Коммунистической.

Артем. Замерз южанин с непривычки. Пригласите меня на чашку чая, пожалуйста.
Лариса. ???
Артем. Вы меня сегодня…, то есть вчера…, то есть в прошлом году… приглашали.
Лариса. Это было давно. И Вы отказались. Кстати, Вы собирались открыть мне какую-то тайну и предлагали часть чего-то…
Артем. Не часть, а долю. Вот за чаем все и расскажу.

Входят в дом. В подъезде Артем пытается поцеловать Ларису, но она не позволяет.

Эпизод 13

Дальше действие происходит в квартире. На кухне Лариса и Артем пьют чай.

Артем. Вот, послушайте. (Читает письмо) «… дорогие мои дочурки! Вряд ли мне доведется свидиться с вами еще когда-нибудь. Именно поэтому я очень вас прошу, когда вы вырастете и сами многое поймете, перечитайте это мое письмо очень внимательно, так как от этого, возможно, будет зависеть ваше будущее…». Слышите, Лариса? Будущее! И дальше. «… ваш отец всегда был честным человеком, что бы вам про меня ни говорили…"
Лариса. Я что-то ничего не понимаю.
Артем. Ты послушай дальше. Это ничего, что я на «ты»? Так удобнее.
Лариса. Я не знаю, у меня, наверное, не получится. Попробую.
Артем. Так вот. Самое важное. «…любите наш дом, его крепкие и родные стены. В них вы обретете спокойствие души и правду…». Дальше не очень интересно, и дата — " 2 июня 1916 года «.
Лариса. Я читала это письмо бабе Лизе раз десять, не меньше. Ну и что?
Артем. А то, что это письмо послано прадедом с каторги. Бабушка рассказывала мне, что он был каторжанином, но за что сидел — никто толком не знал. Говорили, что растрату совершил. Вот… А теперь самое главное! Видишь вот эти каракули внизу страницы? Что это, по-твоему?
Лариса. Не знаю.
Артем. Если прочитать это через зеркало… давай зеркало … получится слово… ну, читай же… (они оказываются очень близко друг к другу и чувствуют это)
Лариса. … тай-ник…
Артем. Поняла?
Лариса. Ничего я не поняла.
Артем. О, господи! Что здесь понимать! Письмо с каторги. Шифрованное. Он так и пишет: читайте письмо… дом…
стены… будущее зависит…, а самое главное зашифровал через зеркало, как Леонардо да Винчи — ТАЙНИК!
Получается, что здесь, в этом доме должен быть тайник.
Лариса. (Смотрит на Артема как на ненормального) Что же, с 16-го года никто не догадался, никто ничего не заметил, а вы… ты с первого раза все разгадал ? Ерунда это все…
Артем. Как? Ты не веришь в существование тайников и кладов?

Артем берет Ларису за плечи, заглядывает ей в глаза…

Лариса. Это у нас Валентин верит, сосед. Он мне пьяный рассказывал, как клады будет искать. Он даже машинку
какую-то изобрел для этого. А я не верю…
Артем. (поддаваясь внезапному наплыву нежности.)Может ты и в любовь с первого взгляда не веришь?
Лариса. Не знаю… День какой-то сумасшедший сегодня. Похороны… поминки… тайники, клады, любовь…

Артем целует Ларису, постепенно усложняющаяся любовная сцена…

Эпизод 14



Звонок в дверь. Это пьяный, не ориентирующийся во времени Валентин пришел занять бутылку водки.

Лариса испугана. Жестом предлагает Артему спрятаться, выходит в прихожую, забывая убрать пальто и шапку Артема.

Лариса. Кто там?
Вал. Ларочка, открой бедному человеку, нуждающемуся в сострадании и помощи.
Лариса. Валя, иди домой, проспись.
Вал. Ларис! Дай взаймы бутылку водки, а то помру, ей богу. Ты клятву Гиппократа давала? Помогать людям и днем, и ночью по мере сил… Открой на минуту…
Лариса открывает дверь, Валентин тут же оказывается в прихожей.
Лариса. Стой здесь, я сейчас принесу.

Лариса приносит и отдает ему бутылку. Валя, хотя и пьян, но замечает одежду Артема, все быстро понимает.

Вал. Спасибо, моя хорошая. Когда я найду клад, обязательно поделюсь с тобой. Ты — моя спасительница. Я - твой должник и буду нем, как рыба (многозначительно).
Валя уходит, Лариса запирает за ним дверь. Видит одежду Артема.
Лариса. Ну, все, теперь весь дом будет знать… Ужас!
Артем. Не стоит так переживать. (обнимает Ларису. Она смотрит на фотографию старушки с черной лентой на углу)
Лариса. Что я делаю?

(конец первой серии)

ВТОРАЯ СЕРИЯ.


Вторая серия начинается с последних кадров первой и т. д.
А может быть с рассказа о содержании и соответствующих картинок.


Эпизод 1.

Кадры Канавина, красивые съемки под красивую музыку или песню. День. Завтрак у Ларисы дома. Артем и Лариса присматриваются друг к другу.
Артем. Ты мне так и не ответила, веришь ли ты в любовь с первого взгляда? Теперь веришь?
Лариса. Кажется, начинаю верить… понемногу.
Артем. Какой у вас, нижегородцев, интересный говор, мягкий и на «О". Мне очень нравится, как ты (пытается подражать) произносишь слова…
Лариса. А еще что-нибудь тебе во мне нравится? Говори же!
Артем. Мне пока все нравится… (обнимает Ларису) Но пора обсудить нашу дальнейшую жизнь.
Лариса. Что ты имеешь в виду?
Артем. Поиск тайника, например.
Лариса. Артем, ты действительно веришь в существование каких-то тайников, да еще в этом доме? Скажи лучше, что ты все это придумал, чтобы был повод со мной встретиться.
Артем. Конечно, ты мне сразу приглянулась, это правда. Но, что касается тайника, то я серьезно верю, что тайник есть. Я и когда маленьким был, очень любил «Остров сокровищ», мы с пацанами играли в искателей кладов… Так хочется найти тайник, и чтоб в нем оказались бриллианты, золотые украшения… Ух…
Лариса. Странно, ты же взрослый мужчина, а рассуждаешь как мальчишка. Какой тайник? Где его искать? Откуда бриллианты? Давай лучше подумаем, как тебе выйти из дома, чтобы тебя не видели соседи. А то, что они подумают?
Артем. А что они могут подумать? Только то, что есть на самом деле: два человека любят друг друга. Вот и все.
Лариса. Стыдно очень. Скажут, не успела похоронить бабу Лизу и уже…
Артем. Твои соседи славные люди, как я успел заметить. Ничего плохого они о тебе не подумают. А скажи, этот Борис, как его…,
Лариса. Самуилович.
Артем. Да, Борис Самуилович, он, кажется, учитель?
Лариса. Да, он сейчас на пенсии, книжку пишет по истории Канавина. А раньше преподавал в какой-то школе. Замечательный старик. Все-все знает. Он и тетю Лизу выспрашивал. Наверное, хотел про нее в книжке написать.
Артем. Пожалуй, это то, что нам для начала нужно. Давай начнем наши поиски с разговора с Борисом Самуиловичем.

Эпизод 2.


Квартира Броков. Старая мебель. Немного неопрятно. Стол завален бумагами и книгами. Пианино. Старики одеты по-домашнему. Борис Самуилович работает за столом.
Берта. Звонила Роза Марковна.
Борис. И что она хочет?
Берта. Что хотят люди первого января? Поздравить с Новым годом, пожелать долго жить. А надо ли долго жить, если все болит? Кстати, ты принял лекарство? Я тебя умоляю, делай все, как сказала Сонечка. Она хороший доктор. Я уже договорилась с Ларисой, что она будет делать тебе уколы.
Борис. Как-то не очень удобно.
Берта. Очень даже удобно, тем более что теперь она наша соседка.
Борис. Да…(задумчиво) Лизавета… А как тебе понравился этот молодой человек, ее родственник? Мне показалось, что он ничего. Наверное, из приличной семьи.
Берта. Не знаю, из какой он семьи, но то, что он непрерывно смотрел на Лариску, это точно. И Дарья, и я сразу заметили.
Борис. Что же в этом вас с Дарьей удивляет? Они молодые, у них понятный интерес.
Берта. Его интерес я вижу насквозь. Он из-за этого и приехал. Думал квартиру или еще какое наследство получить. Да вот, неудача.
Борис. Мне показалось, он не очень огорчился.

Звонок в дверь. Берта открывает и впускает Ларису и Артема.

Лариса. Здравствуйте, Берта Соломоновна! С Новым годом Вас!
Берта. И вас также.
Лариса. А Борис Самуилович дома? Мы, собственно, к нему. По делу.
Берта. Борис, к тебе делегация по важному делу, возникшему первого января.
Борис. Проходите молодые люди, с праздником вас. Располагайтесь и не обращайте внимания на иронию Берты. Это та черта характера, за которую я полюбил ее почти пятьдесят лет назад. Как говорили древние, Fugit irrparrabile tempus..., что означает - безвозвратно летит  время... Чем могу быть полезен?
Лариса. Борис Самуилович, вот Артем очень интересуется биографией бабы Лизы. Я сказала ему, что лучше Вас никто ничего не знает про это. Рассказала про то, что вы книгу пишете и музей Истории Канавино создаете.
Борис. Ну, полно, Лариса (очень довольный). Знаю я, к сожалению, не так много, как хотелось бы. Да и с музеем дела пока обстоят неважно. Но про вашу родственницу (обращается к Артему) кое-что знаю. Вас, собственно, что именно интересует?
Артем. Пожалуй, прадед, отец Елизаветы Андреевны. Он мой предок. Ну и, конечно, сама баба Лиза.
Борис. Что ж, Елизавета Андреевна весьма занятный экземпляр. Много повидала женщина за свою жизнь. И революцию застала, и Гражданскую, и Отечественную. А история с ее отцом так и осталась до конца не выясненной.
Артем. Правда ли, что ее отец, мой прадед был каторжанином?
Борис. Я вижу, молодой человек, вы действительно интересуетесь вашей родословной. Так вот. Мне точно известно, что Ваш прадед был каторжанином. Осужден был в шестнадцатом году за крупное хищение. Из кассы купца Багрова пропали большие деньги. Андрей Евстафьев работал у него бухгалтером. Подозрение пало на него. И хотя деньги так и не были найдены, он был признан виновным и пошел на каторгу. Там он, как будто, и умер.
Артем. А что же тут неясного? Украл, был пойман и осужден. Все довольно просто.
Борис. Нет, молодой человек. Я просматривал газеты того времени. Шуму этот процесс наделал немало. Так вот, в краже Евстафьев не признался. Деньги, якобы им похищенные, найдены не были. Виновным его признал суд присяжных и, как многим тогда казалось, без достаточных оснований.
Лариса. Невинного человека, что-ли, посадили? Так выходит.
Борис. Не знаю. Но, когда я расспрашивал об этом Лизавету, она сразу меня оборвала, сказав только одну фразу: «Мой отец был честным человеком». Больше от нее узнать ничего не удалось.
Артем. Борис Самулович, а жила семья Евстафьевых тогда в этом доме, да?
Борис. Да, он и две его малолетних дочери занимали весь первый этаж. Дом тогда был немного по-другому устроен, это его уже после революции переделали. Жена Евстафьева умерла в родах. Детей воспитывала какая-то родственница. Прислуга была. Вообще, человеком он был небедным. Зачем ему было красть — не понятно. Но факт остается фактом.
Артем. Конечно, неприятно узнавать о том, что твой далекий предок был нечист на руку.
Борис. Это дело давнее. А после революции все так изменилось, что про это событие забыли. Елизавета уже была членом партии, прошла войну. Так что в истории вашей фамилии были разные страницы, так сказать.Как говорится, Sapienti sat -  умный поймет. Для огорчений нет повода.
Б.С.Чай будете пить?
Лариса. Ой, нет, спасибо Берта Соломоновна, мы уже пойдем.
Б.С. Ларочка, так на счет уколов мы договорились?
Лариса. Конечно, не беспокойтесь.
Артем. Спасибо вам большое за ваш интересный рассказ. Теперь для меня главное — не повторить жизненный путь прадеда. Генетика — серьезная вещь.
Борис. Ну. Не на столько же…

Лариса и Артем прощаются и уходят.

Борис. Видишь, Берта, какие приятные молодые люди: историей интересуются, остроумные. А ты говоришь.
Берта. Я говорю? Я ничего не говорю. Я просто вижу, что они интересуются друг другом. Вот и вся история.

Эпизод 3.

Дверь Ларисиной квартиры приоткрыта. Она разговаривает по телефону, Валентин случайно слышит из-за двери разговор. (Может быть, она услышала звук телефона еще на лестнице, поэтому одета, и дверь не заперта)

Лариса. Привет… Конечно… Да. А ты?… Сегодня?… Хорошо. Ты опять про клад. Может, хватит уже… Да не верю я, что в этом доме есть тайник… Ну ладно, вечером… Договорились… Ладно, никому не скажу… До встречи. Целую.
Вал. Гкхм, Ларочка (стучится), здравствуй, моя хорошая. Я пришел к тебе высказать слова глубокой благодарности. Ты не бросила человека в беде…
Лариса. Какого человека? (настороженно)
Вал. Меня, конечно. Вот, принес долг. (Достает из-за пазухи и передает ей бутылку водки). Спасибо.
Лариса. На здоровье, Валя, хотя уж какое здоровье от этого.
Вал. Еще какое. В этом не сомневайся. (Оглядывает потолок и стены). Да, надо бы о ремонте подумать, квартирка-то запущенная.
Лариса. Не до этого сейчас. Потом когда-нибудь.
Вал. Я так понимаю, что у тебя теперь появился кое-кто, будет кому ремонтировать?
Лариса. (смущается) Полно тебе, Валька, болтать. Что ты, в самом деле? Возьми лучше свою бутылку и помалкивай о том, что тебя не касается (пытается отдать бутылку, но Валя делает вид, что отказывается)
Вал. Это ты мое молчание покупаешь за бутылку? Обидно, Ларочка. Я ведь тоже был молодым и все понимаю. Хотя ладно, возьму твою взятку. (Собирается уходить, но останавливается перед дверью) Ты, Ларис, скажи своему кавалеру, что у меня к нему разговор есть серьезный, не про тебя, не бойся.
Лариса. Что тебе от него нужно?
Вал. Просто поговорить хочу. По секрету. (Переходит на шепот) Насчет прибора моего. Как я понимаю, он ему скоро может очень пригодиться.
Лариса. О чем, ты, Валя?
Вал. Ладно, ладно, не темни. Я уже обо всем догадался. Скажи своему кавалеру, что я хочу с ним встретиться. Ну, пока, Ларочка. А за водку спасибо.

Эпизод 4.


Дома у Ларисы.

Лариса. Ты расскажи о своих подозрениях насчет тайника. Валя — он очень умный, хоть и пьяница. И тоже помешан на кладах. Вы с ним найдете общий язык.
Артем. Вообще-то не хотелось, чтобы кто-то про это знал. Ну, послушаем, для начала, что он скажет. А там решим.

Приходит Валя. Трезвый. Здороваются. Немного мнутся, прежде, чем начать разговор.

Вал. Ну что, молодой человек. Давай говорить прямо. Ваши личные с Ларисой отношения меня не касаются. Но, как я понял, здесь возник и другой, так сказать, исторический интерес к нашему дому. Так вот, я давно убежден, что в нашем старом доме есть что поискать. А ты как думаешь?
Артем. И я так думаю. Видите ли, Валентин, у нас появились сведения… в общем… вполне вероятно, что в доме действительно есть тайник.
Вал. Вот! Я всегда говорил, что в таком доме не может не быть клада. А нет ли у вас сведений, где именно может быть этот тайник: в стенах, в подвале, в перекрытиях?
Артем. К сожалению, нет. Правда, есть некоторые догадки. Тайник принадлежал отцу бабы Лизы. Он занимал в ту пору весь первый этаж. Так что круг поиска несколько сужается.
Вал. Мой прибор здесь очень пригодится. Я не знаю, говорила ли тебе Ларочка, но я изобрел аппарат для поиска объемных объектов в стенах и в земле. Принцип действия рассказывать не стану, но главное — с его помощью можно обнаруживать пустоты и определять их форму.
Артем. Что-то вроде локатора?
Вал. Да. Но для этого нам придется каким-то образом попасть в квартиры соседей. И чтобы никто не знал.
Артем. Это мы организуем как-нибудь. Есть некоторый опыт.
Лариса. Что ты имеешь в виду? (подозрительно)
Артем. Не то, о чем ты подумала. Я не вор-домушник.
Вал. Жаль. С домушником было бы легче.
Артем. Ладно. Давайте все обговорим и приступим к делу. Нечего тянуть.
Вал. Твоя энергичная хватка, молодой человек, мне нравится. Пойдем ко мне смотреть аппарат, там все и обсудим.

Эпизод 5.


Комната Валентина. Признаки жилища пьющего одинокого мужчины. Много книг. Чертежи и т. п.

Вал. Вот, при помощи этой штуковины можно обнаружить то, что зарыто в землю или замуровано в стену. Я потратил на ее создание немало времени. Аналогов этого аппарата не существует в мире.
Артем. Что же ты ее не продал, Валя? Мог бы безбедно жить всю оставшуюся жизнь.
Вал. Нашим не интересно, а тем (показывает пальцем куда-то в сторону) я сам не отдам. Я в этом отношении патриот.
Артем. Патриот, так патриот. Давай лучше прикинем, где начнем искать. Для начала давай попробуем подвал и его стены. Ты, наверное, уже начал понемногу?
Вал. Да, посмотрел кое-где. Пока ничего нет.
Артем. Об этом я догадался. А кто у вас на первом этаже живет? Кроме Ларисы, разумеется.
Вал. Дарья с сыном. А Броки и я — наверху, на втором этаже.
Артем. С кого начнем?
Вал. Удобнее, наверное, с Броков. После чердака и подвала, конечно. Днем у них дома никого нет. Только как мы в квартиру попадем?
Артем. Попадем, это не трудно. Давай, ты узнаешь, когда их не будет дома, а остальное — моя забота.
Вал. Ладно, договорились. Кстати, они хотят картину старую продать. Если я скажу, что ты в этом понимаешь, появится повод для визита. Там и сориентируешься.
Артем. Это хорошее предложение, тем более, что я действительно в живописи прилично разбираюсь. Скажи им об этом.
Вал. Надо бы обмыть начало большого дела. Может, ты мне расскажешь, что искать будем.
Артем. Успеется еще, расскажу. А пить — не пью, извини.
Вал. Жаль, очень даже жаль.



Эпизод 6.


Подвал дома. Много старого мусора, коробки неоштукатуренные стены. Валя и Артем. У Вали в руках аппарат. Датчиком водит по стенам, периодически отвлекаясь на разговоры. Почти трезв.

Вал. А я всегда был убежден, что практически в любом старом доме должен быть клад или тайник.
Артем. Почему?
Вал. Сам подумай, какое было время - отнимали все, что могли отнять. А жили в таких домах люди весьма состоятельные. Что им было делать, как не прятать свои богатства? Все надеялись, что новая власть ненадолго, а оно вон как вышло.
Артем. В нашем случае дело, видимо, было не совсем так.
Вал. А как? Расскажи, что знаешь. Ведь не зря же ты сюда прикатил. Ясное дело.
Артем. Да рассказывать-то особенно нечего. В общем, жил в этом доме мой прадед. Видно, украл он у своего шефа, богатого купца, большие деньги, накупил золота и бриллиантов, собрался было исчезнуть, а тут его и взяли под белы руки.
Вал. Ого, вот так прадед. Ну и что дальше было?
Артем. Дальше суд да каторга. Но, заметь, ни денег, ни драгоценностей не нашли. Вот я и думаю, что они где-то здесь спрятаны.
Вал. Вероятность такого события невелика, прямо надо сказать. Но поискать можно.
Артем. А что, запищать должно что-ли, когда найдешь что-нибудь?
Вал. Да, специальное электронное устройство громко человеческим голосом крикнет: «Кла-а-д!» и заиграет торжественную песню Михаила Глинки.
Артем. Уж лучше бы арию Мефистофеля из оперы Гуно «Фауст».
Вал. Ты, я вижу, подкован немного.
Артем. Стараюсь. Ну, ты не отвлекайся, продолжай, продолжай.
Вал. Жалко, что ты не выпиваешь, Артем, очень жалко. А, вроде, на первый взгляд, хороший человек. Как, все же, обманчиво первое впечатление.

Продолжается поиск тайника в подвале.
Вал. Есть! Ну, славный мой аппарат, я знал, что ты меня не подведешь. Смотри! (обращается к Артему) Полость с четкими краями. Это и есть тайник. (Обводит мелом на стене квадрат)
Артем. А в нем что-нибудь есть, не видно?
Вал. Ага. 12 бриллиантов по 8 каратов каждый и десяток мелких.
Артем. А оценить в долларах аппарат не может?
Вал. Пока нет, но я над этим работаю. Лучше скажи, стенку сейчас ломать будем или утром? Шуму будет немало.
Артем. Давай сейчас, но попробуем не шуметь.
Подкладывает какие-то тряпки, молотком и отверткой начинает отбивать штукатурку в обведенном мелом месте. Вскоре открывается тайник. Артем запускает туда руку и вынимает оттуда старую пустую бутылку «Смирновской» водки. Осматривает ее и передает Валентину.
Вал. Да… Этот народ никто и никогда не сумеет победить. Потому что этот народ никто и никогда не сможет понять! Вот его главный символ (поднимает над головой бутылку). И даже после этого ты, по-прежнему, будешь отказываться со мной выпивать?
Артем. Выпью. Сегодня мы убедились в главном: — аппарат работает, поиски следует продолжать. За это можно выпить.
Вал. Ну что же, видно господин Смирнов обладает большим, чем я, даром убеждения. Но приятно, что я в тебе не ошибся, Артем — ты хороший человек.

Эпизод 7.


В квартире Броков. Артем звонит в дверь. Открывает Берта Соломоновна.
Б.С. Здравствуйте, молодой человек, здравствуйте. Очень рада вас видеть. Вам не кажется, что мы стали очень часто встречаться?
Артем. Да, Берта Соломоновна. Я слышал, что Вы хотите продать картину? Я кое-что в этом понимаю, могу Вам помочь с поиском покупателя.
Б.С. Помочь, это хорошо. Но сначала давайте пить чай. У нас так редко кто-нибудь бывает, что Ваш очередной приход — это целое событие. Проходите и садитесь.
Артем проходит в комнату, внимательно оглядывает все вокруг. Возле пианино останавливается.
Артем. Вы играете?
Б.С. Да, молодой человек, всю жизнь занимаюсь музыкой. Скольким талантам я дала первый толчок…
Артем. Но ведь и вам тоже кто-то дал первый толчок?
Б.С. Да, и это было довольно забавно.
Артем. Расскажите, Берта Соломоновна!
Б.С. (пауза )Я была очень молодой, лет шестнадцать мне было. Тогда у меня был приличный голос, я пела классические романсы. Представьте себе, Одесса, шум моря, вечер. У моей подруги Фирочки собираются молодые люди. Я должна петь. На мне синее платье в мелкий белый горошек, вот здесь (показывает) выточки. Спрашиваю, кто будет аккомпанировать? Фирочка подводит ко мне невысокого юношу с большой головой. На нем штаны, которые заправляют в сапоги…
Артем. Галифэ…
Б.С. Да, галифэ. Цвета хаки… А на тохасе (показывает, где именно) у него две оранжевые заплатки. Мне даже петь расхотелось. (Пауза) Но играл он прилично. Я пела и имела успех. М-да-а.
Артем. Так кто это был, Берта Соломоновна?
Б.С. Это был Эмиль Гилельс. Мы немного подружились, и с тех пор я стала серьезно заниматься музыкой. Да, толчок нужен. Вы правы.
Артем. Так покажите Вашу картину, Берта Соломоновна.
(Берта Соломоновна уходит. Артем берет ключи Б.С. и прячет в карман. Б.С. приносит картину, Артем довольно долго ее разглядывает.) И сколько Вы хотите за нее получить?
Б.С. Это очень редкая и дорогая картина. Мне говорили серьезные понимающие люди. Я думаю, 700 долларов — это подходящая цена.
Артем. Берта Соломоновна, мне импонирует Ваша решительность, но должен Вас обрадовать и огорчить одновременно: обрадовать, потому что это действительно хорошая картина; а огорчить потому, что 700 долларов она не стоит. Максимум — 300.
Б.С. Вы действительно что-то в этом понимаете? Я начинаю сомневаться в вашей компетенции. Хорошо. Я вижу, у Вас появился интерес к этой работе. Я готова удовлетворить его за 600 долларов.
Артем. Только из уважения к Вам, Берта Соломоновна, я попробую, подчеркиваю, только попробую продать картину за 400.
Б.С. Молодой человек! Вы знаете, кто такие мародеры? Это те, кто грабят трупы. Они пришли мне в голову не случайно, уверяю Вас. 550 долларов.
Артем. Уважаемая Берта Соломоновна! Даже если бы из соседней комнаты выскочили вооруженные ОМОНовцы и, угрожая оружием, потребовали у меня 550 долларов за эту картину, я бы их не дал. Но для Вас готов снять с себя последнее. 450.
Б.С. Хорошо, молодой человек. Я вижу, что придется практически даром отдать самое дорогое (после моих детей и мужа, конечно), что у меня есть. Только в память о Вашей двоюродной бабушке. 500 долларов.
Артем. Ну и славно. По рукам. Должен сделать Вам комплимент: Вы замечательно торгуетесь, Берта Соломоновна. Откуда такой опыт?
Б.С. Это гены, молодой человек. Мой отец вынужден был много торговаться, чтобы мы, его дети, могли стать врачами, учителями, музыкантами. Теперь мы вынуждены торговаться, чтобы наши дети могли учиться бизнесу, от которого мы так хотели уйти. Сумасшедший мир, я вам скажу.
Артем. (собирается уходить) Так мы договорились. Я позвоню в Ростов, все выясню с покупателем и после этого уже приду с деньгами за картиной.
Б.С. Договорились.


Эпизод 8.


Аппаратная телецентра. Вава вынимает кассету из видеомагнитофона. Рядом его приятель, Х. Продолжают разговор.

Вава. Я этого так не оставлю. Лариска, стерва, еще очень сильно пожалеет обо всем. Я ей устрою победу на конкурсе… Будет ей клип.
Х. Да, быстро она метнулась от тебя. Стоило возникнуть этому парню и всё. Можно, конечно, ребят подговорить и навалять ему, чтоб всякую охоту отбить.
Вава. Нет, мы сделаем тонко и красиво. Надо подменить фонограмму песни во время прямого эфира. У меня есть старый вариант, там слова другие и ритм во втором куплете. Она запутается в словах, будет рот открывать невпопад, заерзает, и все увидят какая это певица.
Х. А начнут выяснять потом, что скажем?
Вава. Скажешь, ошибка вышла. Мало ли ляпов бывает, — не ту кассету дали, не так подписали, в общем, придумаем что-нибудь правдоподобное.
Х. Не слабо придумано. Провал обеспечен. Но ведь ты, Вава, вроде, сам очень хотел победить на конкурсе, с «главным» пытался договориться…
Вава. Да, пытался. Но, во-первых, ни хрена не получилось без бабок, а, во-вторых, обстоятельства изменились. Мне теперь провал нужен, а не победа. Я хочу увидеть, как она слезами обливается… Так ей и надо, стерве.
Х. А с этим чего?
Вава. А с ним я просто поговорю по душам. Растолкую, что к чему.


Эпизод 9.


На репетиции. Поют. В небольшой зал приходит Артем. Ждет окончания, чтобы встретить Ларису. Заканчивается очередная песня, всякая музыкальная суета. Вава подходит к Артему.

Вава. Поговорить бы надо. Долго не задержу.
Артем. Слушаю. Только заранее предупреждаю, выяснять отношения не собираюсь, пугать меня бесполезно, сплетням и слухам не верю.
Вава. Какой ты догадливый и быстрый. Тогда, считай, что мы поговорили. И я надеюсь, ты все понял без слов. Ехал бы к себе на юг и не мутил воду. Тут и без тебя проблем хватает.
Артем. Вот ты и решай свои проблемы, а я буду решать свои.
Появляется Лариса. С тревогой смотрит на обоих.
Вава. Ну, тогда договорились. Пока.
Артем. Пока.
Лариса. О чем это ты с Вавой так быстро договорился?
Артем. Да ни о чем. Похоже, он ревнует тебя, и решимости в этом отношении не потерял.
Лариса. А ты меня не ревнуешь?
Артем. Ты, насколько мне известно, пока еще не давала повода. А прошлое для меня никакого значения не имеет. Я практически весь устремлен в будущее. А там, в этом самом будущем, у нас среди прочих радостей — клад. А это (показывает ключи), возможно, ключи от нашего материального благополучия, т. е. от квартиры Броков. Завтра утром проводим операцию.

Эпизод 10.


Искатели клада собираются на лестничной площадке нашего дома. Озираясь и прислушиваясь, появляются сначала Артем, потом Лариса.

Артем. Ну что, получилось с ключами?
Лариса. Да, сделала Борису Самуиловичу укол и оставила ключи. По-моему они не успели их хватиться.
Артем. Все идет отлично. Сколько, говоришь, их не будет дома?
Лариса. Собирались вернуться только к вечеру.
Артем. Значит, время есть. А вот и наш Кулибин. (Появляется Валентин с сумкой, из которой торчат провода и антенна). Пора начинать операцию. Итак, Валентин и я работаем в квартире, а ты, Лариса, стоишь на стреме. (Открывает ключами квартиру Броков, пропускает Валентина) Если что, позвони в дверь.
Лариса. Боюсь я. Вдруг они вернутся, или увидит кто-нибудь: — кому и что мы тогда объясним?
Артем. Не волнуйся, всё будет хорошо. (закрывает за собой дверь).

Эпизод 11 (набросок)

В квартире Броков. Валентин достает аппарат, быстро собирает его и начинает последовательно «проверять» стены. Некоторое время молчат: идет поиск тайника.

Артем. А скажи мне, Валя, что ты будешь делать с деньгами, когда мы найдем клад? Зачем тебе деньги?
Вал. Это глупый вопрос. Деньги сами управляют поступками людей. Нам только кажется, что это мы определяем, на что потратить деньги, а на самом деле это они, проклятые, управляют и всеми нами и всем миром. Так что, в зависимости от обстоятельств, буду следовать их указаниям.
Артем. И они укажут тебе, что их надо пропить. И ты пропьешь всё.
Вал. Не исключаю такой возможности. Особенно, если их будет немного. Но есть и другие варианты. Если их окажется много, очень много, то тогда стоит подумать о путешествиях по разным странам и континентам.


Эпизод 12 (Набросок)


Студия телевидения. Дверь в кабинет директора приоткрывает Вава. Директор — Цезарий Сизых, молодой мужчина: борода, усы, жилетка, характерный местечковый говор.

Вава. Можно, Цезарий Михалыч? Мне надо всего 3 минуты
Цезарий. Заходи, только излагай очень коротко. Времени нет.
Вава. Я насчет конкурса, собственно. Меня поставили звукорежиссером, а я сам принимаю в нем участие, на гитаре играю. Можно ли поменяться сменами с Халдеевым?
Цезарий. Это не ко мне. Напиши служебную записку главному режиссеру, а на словах скажи, что я не против. Всё у тебя?
(появляется звезда местного эфира, ведущая «Новостей» Настя)

Настя. Я так работать больше не могу. Изуродовали наши парикмахеры, грим безобразный, пиджак этот — один на всех, глаза бы на него не глядели. Что мы, убогие что ли, Цезарь Михалыч?
Цезарий. Надо потерпеть, Настенька. Денег пока на все не хватает. Но тебе по секрету скажу, что генеральный уже подписал бумагу, и скоро для некоторых звезд, в том числе и для тебя, новые костюмы купим. Да ты и так красивая. Чего тебе переживать?
Настя. Как же не переживать! Кругом завистники. Вот когда я была на курсах в Москве, нам говорили, что самое важное в нашей работе — дух корпорации. А у нас в провинции каждый сам за себя, все локтями работают. А корпоративного духа не чувствуется. Они там утром собираются на оперативку и только и говорят о том, что они лучшие, что они всех победят. Настроят с утра, весь день — хорошее настроение.
Цезарий. Ладно, Настя, ты иди работай. Постепенно и мы в корпорацию превратимся. Работать надо.(Настя уходит.) Вот ведь, без году неделю работает, а уже звезда. Как всё это быстро у нас на телевидении происходит.
Вава. У нас как на эстраде. Бабки, связи, эфир — и ты уже знаменитость.
Цезарий. Ты еще здесь? Иди работай, специалист по эстрадным звездам.

Эпизод 13

Настя идет по коридору телецентра. Встречает режиссера N.

Настя. Привет. Как дела?
Реж. Нормально, если не считать того, что я соскучился по тебе. Пойдем сегодня вечером куда-нибудь, ты же сегодня не работаешь?
Настя. Нет, сегодня не могу. Приехал из Ростова один знакомый, Артем, помнишь, я тебе рассказывала; с которым мы летом вместе отдыхали на море, у него кто-то из родственников умер. Позвонил. Надо с ним поболтать, вспомнить лето, общих друзей. (Игриво) Так что сегодня я встречаюсь с другим мужчиной. Просьба ревновать как можно сильнее.
Реж. Буду ревновать. Он, конечно, молодой, красивый, сексуальный и необыкновенная умница?
Настя. Именно так. Правда, не в моем вкусе, но вообще девушки от него в восторге.
Реж. Ладно. Только я попросил бы тебя не забывать, что ты моя жена, а это ко многому обязывает. И, пожалуйста, не долго. Я буду тебя ждать дома.



(Наброски)



Дальше, на последней репетиции-постановке на студии ТВ произойдет встреча Насти и Артема. Оказывается, они знали друг друга раньше, вместе отдыхали на море. Был роман. Он не знал, что она работает на ТВ. Встретившись, вспоминают совместный отдых, рады встрече. К Насте не равнодушен режиссер, друг Вавы, тот самый Х. Когда он увидит разговор Насти и Артема, он тоже получит дополнительный стимул к подмене кассеты. Он «ставит» ее выступление на ТВ. Надо показать «кухню», на примере песни. Режиссер показывает как двигаться, где камеры и т. п.

Еще эпизод:
Лариса и ее группа работают на показе мод. Можно показать фрагмент шоу и выступление Ларисы (песню). Организатор показа и руководитель модельного агентства — подруга, особа яркая, молодая, очень энергичная. Разговор о мужиках вообще и о Ларисином последнем романе — в частности. Подруга — дама жесткая. «Мужики все сволочи и похотливые мерзавцы, ждать от них хорошего не приходится и не надо. Всего добиваться самой». Лариса — другого типа. Ей нужна опора в жизни. К мужчинам вполне лояльна.


Кое-что, что можно ввести в диалоги.

1. Зиновий Михайлович Свердлов, брат Якова Михайловича, человек удивительной судьбы. Был усыновлен А.М. Горьким, оказался в эмиграции. Стал гражданином Франции, служил во французской армии и дослужился до генерала, кавалер многих орденов. Умер в конце шестидесятых.
2. Свердлов Я.М. в молодости работал помощником провизора в аптеке №4 (ул. Советская в Канавино, где поворот трамвая). В этой же аптеке работал и Генрих Ягода. Одна Канавинская аптека определила судьбы миллионов людей. Аптека, кстати, долго называлась «им. Свердлова». В 1935 году Ягода вскрыл сейф из кремлевского кабинета Свердлова и обнаружил в нем золото, драгоценные камни, деньги и иностранные паспорта на имена родственников Свердлова. Доложил Сталину (документы опубликованы!).

Знаток Канавина Б.С.Брок может провести небольшую экскурсию для Артема: показать аптеку №4 и рассказать про Я.М. Свердлова и Г. Ягоду. Дома у него может висеть портрет Дзержинского (подлинник), под которым застрелился Погребинский — начальник управления НКВД по Горьковской области.(Байка известная!). Еще показать на Покровке мастерскую Свердловых и рассказать про Зиновия.(Это интересно: усыновлен Горьким, в последствие стал генералом французской армии).


Набросок разговора Берты Соломоновны с Ларисой о музыке.


Б.С. Знаете, Ларочка, я видела Вас по телевизору. Вы мне понравились, хотя музыка вашего поколения мне не близка. Я воспитана на других музыкальных традициях.
Лариса. Спасибо, Берта Соломоновна. Но я думала, музыка — она всегда музыка: или хорошая, или плохая; или действует на нас, или нет. Независимо от поколений.
Б.С. Нет, деточка, все не так просто. Музыка — это целый мир. И в этом мире есть и должно быть всё: одним нужен Моцарт, другим рок-н-рол. И в музыке идет война за территории, за влияние, за человеческие умы. Там тоже есть сильные и слабые, умные и дураки. Но Вы мне понравились.
Лариса. Я очень хочу стать настоящей певицей, настоящей звездой. Как Вы думаете, Берта Соломоновна, у меня есть шанс?
Б.С. А почему нет? Надо, с одной стороны, много работать, а с другой — должно немного повезти. Без везения ничего не бывает. А ты, судя по всему, везучая. Значит, половина дела уже сделана.
Лариса. Эх, Берта Соломоновна! Только половина, и то сомнительная. А ведь мне уже 23 года!
Б.С. Деточка! 23 года — это не «уже», а «еще только». Когда мне было 23 года, шла война. Мне казалось, что жить без бомбежек и есть хлеба досыта — это настоящее счастье. И вот я живу без бомбежек, ем хлеба досыта, а счастья так и нет.

Набросок разговора Бориса Самуиловича с Валентином.


Б.С. Страна нуждается в серьезных и умных людях как никогда. А ты, Валентин, пьешь, хотя в сущности — серьезный и умный человек.
Валя. Так я не востребован временем, как теперь принято говорить. Не нужен ни я, ни мой талант. Что остается делать, как не «пить»?
Б.С. Время-то какое, Валентин! Все можно. Демократия. Свобода.
Разве не об этом мечтали?
Валя. Я не мечтал. А Вы-то когда мечтали? Уж не во время ли исторического 27-го съезда партии? Сомневаюсь. Как говорит в романе у Пелевина Хрюн, в русской истории чередуются два состояния общества: либо душат (это тирания), либо воруют (это демократия и свобода). Иногда и то, и другое происходит одновременно (как при большевиках). Мы, Борис Самуилович, тупик развития. Здесь никогда жизнь не наладится. Никогда. И правильно поступают Ваши соплеменники, что уезжают из этой страны.
Б.С. Ты не прав, Валя. Родина — есть родина. Да, не все у нас получается так, как хотелось бы. Но у нас есть силы, у нас есть надежда, у нас есть исторический шанс, если угодно.
Валя. Мне лично угодно выпить и не думать об этом. А еще лучше бы, вдруг, внезапно разбогатеть и уехать из этой страны к чертовой матери — куда угодно.
Б.С. Эх, Валя. Наступит время, когда ты поймешь, как ты не прав. Но будет уже поздно.
Валя. Уже и так поздно. Пойду спать, раз нет выпивки. Спокойной ночи.

Набросок разговора Ларисы и ее подруги.


Подруга. Я в кризисе, Ларочка. Мой роман с Виталием пришел к логическому завершению. Но отчасти я даже рада. Знаешь, я заметила, что в последнее время он меня начал раздражать. Прямо как у Анны Карениной: то, чего раньше не замечала в мужчине или что даже нравилось в нем, начинает безумно раздражать, когда перестаешь его любить. Толстой совершенно прав.
Лариса. У вас же была такая любовь… Может еще все наладится?
Подруга. Нет. Да я этого и не хочу, по правде сказать. Я вообще поняла, что мне никто из мужиков надолго не нужен. Так, чтобы переживать за него, стирать ему, готовить ему, ублажать его. А он будет делать вид, что, так и быть, принимает все это исключительно ради меня. Зачем мне это? Я сама все могу. Я могу зарабатывать деньги, у меня есть профессия, имя, мне есть где жить, что надеть и обуть, у меня есть дача, автомобиль. Я сама могу выбирать с кем из мужиков и когда мне быть. Я не хочу и не буду зависеть ни от кого и никогда. Я так решила.
Лариса. А как же семья? А дети? Ведь тебе уже 27лет. Пора рожать. Что же без мужа будешь рожать и растить ребенка?
Подруга. А что? Думаешь не смогу? Еще как смогу. Сейчас другая жизнь, Лариска! Все можно сделать за деньги. Нянек нанять, учителей, воспитателей, за границей учить можно. Зачем мне еще такая обуза, как муж? Ну, будет у меня любовник. Придет с цветочками, шампанским. Слова разные будет говорить. Все красиво. Побудет и уйдет до следующего раза. Как хорошо! А если муж? Придет поздно, усталый. То болеет, то пьяный, то с друзьями сомнительными. Слова доброго не услышишь. Уставится в телевизор. Мимо тебя, как мимо столба будет проходить. И это прелести замужества? Не хочу!
Лариса. Как-то у тебя мрачно все получается. Миллионы людей живут в браке, с детьми. И живут счастливо. Вот ты говоришь, за деньги все можно купить. А разве счастье за деньги купишь? А ребенку без отца хорошо ли будет? Не знаю. Мне кажется, ты не права. Просто обозлилась на своего Виталия.
Подруга. Счастье говоришь? А какое оно, это счастье? Я не знаю что это такое. Вон, у Лидки, сестры моей двоюродной, трое детей, муж тракторист — тупой, корова, теленок, куры. То картошку посадили, то картошку выкопали, то один заболел, то другой. Надеть нечего. А она счастливая. А у меня все есть, да я — несчастная. (Плачет). Запуталась я, Лариска, во всем. Любить надо, наверное, тогда и счастье будет. Ну, да ладно. Все равно, все мужики сволочи и негодяи. Мерзавцы и пьяницы. Но и без них нельзя (смеется).
У тебя-то как дела? Все с этим типом, Вавой, общаешься?
Лариса. Нет. Или почти нет. Знаешь, кажется, я встретила того, о ком мечтала.
Подруга. Неужели неженатого, неразведенного, высокого, стройного, красивого, умного, богатого и полюбившего тебя с первого взгляда мужчину лет 25-27?
Лариса. Практически, все так и есть.
Подруга. Да что ты? Рассказывай немедленно.
Лариса. Что рассказывать? Все так и есть: красивый, умный и влюбившийся с первого взгляда.
Подруга. Кто такой? Откуда взялся? Ничего не знаю, и все узнаю последней. Кто он такой, говори же!
Лариса. Его зовут Артем. Он родственник покойной бабы Лизы, приехал на ее похороны из Ростова.
Подруга. Так уже почти неделя с тех пор прошла. Он что все еще здесь?
Лариса. Да. У него отпуск до 15 января.
Подруга. И ты с ним встречаешься, да? Вы уже далеко зашли, да? Ну. Рассказывай.
Лариса. Это не важно. Важно, что я его, кажется, полюбила. И он меня тоже, кажется.
Подруга. Кажется, кажется. А не кажется тебе, что уж очень все как-то быстро у вас сладилось? Он не аферист какой-нибудь?
Лариса. Нет, нормальный и очень приятный человек.
Подруга. И чем этот приятный человек занимается по жизни? Только не говори, что он продюсер и ищет, из кого-бы сделать звезду эстрады — этого я не переживу!
Лариса. Нет, он, вроде бы, аспирант.
Подруга. Аспирант? Бабок у него нет, конечно. Выяснится, что играет на гитаре тремя аккордами, любит петь у костра: «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…», будет читать Пастернака и МандельштамПа, пить противный дешевый портвейн, курить вонючую «Приму» и говорить о мироздании. Ой, Лариска, зачем тебе такой? Ты меня спроси, я про этих романтиков грёбаных всё знаю.
Лариса. Ну, что ты какая сегодня?
Подруга. Ладно, не обращай внимания. Иди, тебе кажется петь пора. Потом поговорим об этих сволочах — мужчинах. (обращаясь к маникенщицам) Так, девочки, приготовились, от бедра, от бедра… и попкой виляй красиво, мужики это ценят…


Конкурс песни — это почти целая серия. Начать с репетиции и показать «кухню» телевидения. Режиссер ставит песню для ТВ.
Как минимум две группы должны петь. Разговор о картинке, фонограмме, зрителях и т. п. Потом сам конкурс. Жюри. Разговор Сизых с режиссером о прямом эфире (про ответственность). Бар телецентра. Лариса и Настя — разговор об Артеме. Интерактивный опрос зрителей и выявление победителей. Провал Ларисы. Слезы. Утешения. Поведение Артема, Вавы, других членов группы, соперников и т. п.

Подумать о ретроспективных вставках:


Сцена суда над прадедом, хотя бы ответ присяжных и оглашение приговора. В зале человек, похожий на Свердлова. Присяжные- все мужчины, крестьяне, купцы и парочка поприличней одетых представителей более высокого сословия.

Судья. Итак, господа присяжные заседатели. Вынесли ли вы свой вердикт? Прошу старосту суда присяжных огласить решение. Виновен ли подсудимый Андрей Естафьев, обвиняемый в краже 300.000 рублей, принадлежавших купцу Багрову?
Староста. Да, ваша честь. Виновен.

Сцена укладывания документа в тайник (полиция требует открыть двери, а хозяин прячет в стену коробку).

Сцена написания письма на каторге и передача его на волю с кем-нибудь из революционеров.

Мальчишки-разносчики газет кричат о сенсационном деле и растрате Багровских миллионов.

Эти сцены-вставки можно сделать лубочно, имея в виду, что это представилось или приснилось Артему. Он сам — играет роль своего прадеда. Таких эпизодов надо по 1-2 в каждую серию.


Разговор Вавы и режиссера (они приятели) можно дать параллельно с разговором Ларисы и Подруги. Тема — женщины: какие они, зачем жениться, когда кругом множество доступных женщин. Добрачные отношения — две точки зрения, и т. п.


Вава. Как твоя семейная жизнь? Не разочаровался за 3 месяца?
Реж. Нормально. Ты же знаешь, я хотел этого и добился.
Вава. Знаю, но по-прежнему не понимаю. Я вообще не понимаю, зачем мужику жениться молодым. Ну, когда уже интерес к женщинам начнет пропадать, лет в 35-40, тогда ладно. А пока… Столько кругом девиц замечательных и все хотят… Не понимаю, зачем жениться? Жил бы так просто, если тебе охота все время с одной.
Реж. А ты про любовь не слыхал? Есть такая штука. Вот столкнешься когда-нибудь и все узнаешь.
Вава. Любовь? Нет, не знаю. Вроде, читал что-то в школе. Говорят, это ее русские придумали, чтобы не платить. Я про гормоны знаю, про половое влечение, про секс, стриптиз, разврат, порнографию тоже знаю, про проституцию и то знаю, а про любовь — не знаю. Наверно, ее нет просто. Поэтому и не знаю.
Реж. Еще как есть.
Вава. А я на это просто смотрю. Хочешь жить с женщиной, иметь с ней секс, и она хочет с тобой — вот и замечательно. Живите. Чего вам надо? Штамп в паспорте? Зачем он? Удовольствие, что-ли, другое будешь получать?
Реж. Не дорос ты, Вава, значит до любви. Но, может, еще дорастешь. И поймешь тогда, что весь твой секс с проститутками — туфта полная. Что жизнь не из того состоит, чтобы из кровати в кровать прыгать, и что главного-то ты и не испытал. Но это — если повезет.
Вава. Уж лучше бы не везло. Кстати о везении. Я хотел с тобой о конкурсе поговорить. Хорошо бы, чтоб нашей группе и, особенно, Лариске не повезло. Можешь мне помочь в этом?
Реж. Как это? Ты, вроде бы, всех тут обхаживал, чтобы вам первое место дали, а теперь что же, подлость какую-то затеял?
Вава. Больно много она о себе возомнила. Надо ее на место поставить, дурочку деревенскую. Певицей себя почувствовала!
Реж. Так плюнь на все это. Кругом много девиц и все хотят (передразнивает). Что ты к одной привязался, да еще козни ей какие-то строишь? А? Нет покоя? Ночами не спишь? Вот. А говоришь, про любовь не знаешь. Знаешь, оказывается.
Вава. Да нет. Просто обидно. Тут один тип возник, и все сразу переменилось. Надо ее проучить как следует. Так как, поможешь?
Реж. Нет, не помогу. И тебе не советую. Пусть все идет, как получится. Выиграет конкурс — хорошо. Не выиграет — тоже не велика беда.
Вава. Ну, значит, не договорились. Но ты об этом молчи, по крайней мере. Тебя это не касается. А я уж сам решу, что и как мне делать.



Содержание следующих серий.

«На стреме» стоят Артем и Лариса. Возвращается Берта Брок. Пытаются ее отвлечь, шумят, придумывают что-попало, в частности говорят о намерении жениться. Потом обсуждают эту идею. Валентин покидает квартиру, клад так и не найден. Но «стульев стало меньше, шансы выросли». Из всего дома необследованной осталась только квартира Дарьи. Воспользовавшись отсутствием самой хозяйки, герои пытаются отвлечь внимание Мити. Делает это Артем, причем артистично, с учетом возраста и характера самого Мити. Валентин сообщает, что аппарат обнаружил полость правильной формы в стене в квартире Дарьи и Мити. Ждут два дня и, наконец, ночью, когда выманенные и отправленные куда-нибудь Дарья Дмитриевна и Митя не будут мешать, Артем, Лариса и Валентин отправятся в чужую квартиру искать клад. Ломают стену, извлекают из тайника жестяную коробку. В ней оказывается расписка, которую Артем зачитывает вслух. «Расписка дана такому-то в том, что от него на нужды партии и для активизации революционной борьбы получено столько-то. Партия обязуется вернуть эти деньги предъявителю после прихода к власти и победы мирового коммунизма. Подпись: Яков Свердлов, от имени ЦК РСДРП (б)". Кладоискатели обескуражены, потом смеются, их застают хозяева квартиры. Все проясняется…

Параллельно поиску клада развиваются события вокруг конкурса песни на телевидении. Так вот, Вава при помощи своего дружка, звукорежиссера, заменит фонограмму на более старую версию, где есть несоответствие текста, другая аранжировка и т. п. В прямом эфире такая замена приведет к сбою и провалу. Все в конце концов так и произойдет. Конкурс заканчивается поражением для Ларисы.

Заключительная сцена должна быть в той самой теперь уже Ларисиной квартире. Встреча «старого Нового года» с соседями и музыкантами. Объявление Артема и Ларисы женихом и невестой, так как они подали заявление на регистрацию брака. Ее просят спеть что-нибудь. Она начинает петь ключевую песню (сначала под гитару, затем вступает ансамбль, кадры Нижнего, идущие по улице счастливые Лариса и Артем). Кончается песня, кончается фильм.